Евреи - в Русском революционном движении...
Евреи – в Русском
революционном движении…
- Многое должен я рассказать – в
определенной последовательности исторического развития. И тема эта емкая, много
охватная, наполнена красочными эпизодами не только многовековых жертвенных
страданий, но и подвижнической борьбы. Ничем не уступают геройству предков. В
Торе подробно описаны. Остановимся на одной теме: место Евреев, их вклад в
Российское рабочее и революционное движение. Продолжается борьба – сделаем
этапные выводы.*
История находится в постоянном,
беспрерывном движении – истина известная. Только понять, объяснить нельзя: как,
почему эта история начинает совершать выкрутасы, кульбиты, допускает абсурды,
невероятно углубляются парадоксальные явления. До эмоциональной дрожи доводит.*
Царская власть Российской Империи
реконструировала прошлое в 60-70 XIX века – широкими
внутренними реформами. Поднимала до уровня развития правовую структуру. В такой
политический момент нет, казалось, экономических, да и социальных причин для
протестов. Тем более, для революционного движения. Но уже при продолжительной жизни в условиях "реакционной
спячки" времен Царя Николая II – даже немного сдвинутая от безголосья РИ
при Царе Александре II начала проявлять свой особый Русский норов
– уже в 1861 в Санкт-Петербурге произошли студенческие волнения. Не
удивительно: молодые люди скорее, острее чувствуют политические веяния – не
только ощущают запахи прелости в бытовом устройстве.*
В 1866 прогремел выстрел Каракозова. В РИ
начали осуществлять предсказанный Михаилом Бакуниным террор – в качестве
эффективного средства в политической борьбе.*
Во времена Царствования Александра II
ввели частично ослабления для Евреев. Но это не помешало наиболее энергичным
молодым Евреям с бунтарскими натурами примкнуть к Российскому протестному
движению. Надо помнить: Евреи "почти поголовно" проживали только в
пределах "черты Еврейской оседлости". Даже в пресловутой этой
"черте" – Евреям запрещали жить в больших городах, да и селах. Им
запретили владеть участками земли, да и заниматься сельским трудом. В больших
городах и столицах разрешали селиться только купцам первой гильдии, закончившим
университеты лицам,. отдельным ремесленникам, А таких – совсем мало… В
студенческих волнениях 1861 в столице участвовали Евреи Михоэлас, Уткин и Ген.*
В начале 70-х в Российском
антимонархическом, революционном движении значимую роль сыграли события в
Вильно (ныне Вильнус). Учащиеся местного раввинского училища осуществляли
подпольно в группе самообразовательную подготовку и работу в Еврейском кружке. *
Марк Натансон вместе с курсисткой Ольгой
Шлейснер, позже его женой, организовали в разных городах кружки - участников их
назвали «чайковцами». Марк не вошел в кружок Нечаева – поехал в Цюрих к П.
Лаврову – носителю идей "мирной пропаганды" - не бунта. *
Натансон побывал непродолжительное время в
заключении. Создал первую организацию "Земля и Воля".*
Натсон заметил, выдели способного молодого
человека, помог в развитии Льву Дейчу. Известный народоволец "Александр
Михайлов считал себя учеником «Марка Мудрого».*
Натансон проявлял скромность. Он не
обладал даром речи, себя не проявлял в смысле литературно-творческом. Проявил
себя в качестве выдающегося организатора. Меньше всего его интересовали
взгляды, политические пристрастия
друзей, политических сообщников. Ни в какие споры он не вступал. Общался,
дружил со всеми – избегал людей с крайними направлениями мыслей-желаний. Его не
заинтересовали ткачёвцы.*
Памятен период резких дискуссий между
бакунистами и лавристами -Натансон не стал ни на одну сторону. Выступил с
полезным советом:*
"Друзья! Прекратите споры - займитесь
реальными потребностями борьбы".
Летом 1876 он устроил сенсационный побег
Петра Кропоткина из военного госпиталя. А в декабре этого года, в день Николая Угодника,
задумал и устроил первый массовый митинг у Казанского собора. Этот митинг
памятен: с первой знаменитой речью Георгия Плеханова, первым развёрнутым
Фелицией Шефтель красным знаменем - «Земля и Воля». *
*
"Реформенное правление"
Царя Александра II
разбудило Евреев. Не сразу Евреи начали
оказывать помощь Русскому революционному
движению и народникам. В начале 70-х Евреев-революционеров мало. Постепенно достаточно резко и быстро
возросла численность и качественная
составляющая Еврейского участия. Определенную роль сыграли молодые Евреи,
воспитанники раввинского училища Вильно
(Вильнуса). Вышли из этих стен В. Иохельсон, террорист А. Зунделевич, — оба
считались раввинистами; А. Либерман,..
Кружковцы связаны с Евреями- контрабандистами – получали более информированную
заграничную нелегальную литература. Нелегально переправляли людей.*
Натансон первым высказал идею:
просветителям и революционным пропагандистам следует поселяться среди народа:
участвовать в жизни.
Вызывать
доверие – становиться народными руководителями. *
Большинство Евреев-революционеров
происходили из зажиточных, даже богатых семейств. Один П. Аксельрод из бедной
семьи. *
Молодых Евреев быстро захватывали идеалы
всемирного братства.
Они
стремились освободить всё человечество - от рабства и бедности. Их не могла не
захватить классическая Русская литература. *
Многие Евреи-революционеры того периода,
да и последующих – не скрывали своего презрения к ортодоксальному Еврейству.*
Народническая Еврейская молодежь
стремилась обрести "Русский национальный дух" – это вело к скорой
ассимиляции.*
У Евреев-бунтарей очень скоро возникает
"классовое сознание. Они очень строги и резки в выводах: даже
ремесленников категорически относили к эксплуататорам: по причине наличия у них
подмастерьев, учеников….*
Сохранилось свидетельство того времени:
«Почему мы стремились работать среди Русского народа, а не Еврейского? Это объясняется
нашим… отрицательным отношением к его ортодоксальным и буржуазным
руководителям, из их среды... сами вышли... Мы полагали: освобождение Русского
народа… приведёт к политическому и экономическому освобождению всех других
народов России – и… Еврейского».*
"В 70-е Еврейская интеллигентная
молодёжь «пошла в народ», в расчёте подтолкнуть крестьянскую революцию в
России". :
Натансон, «подобно лермонтовскому Мцыри,
"знал одной лишь думы власть, одну, но пламенную страсть": эта дума -
счастье народа». *
Дейч описал Аптекмана: «крайне физически
истощённый, маленького роста… с резко выраженными национальными чертами лица».
Он стал фельдшером в селе: "проповедовал крестьянам социализм - через
Евангелие".Этот поворот к опоре на Христианство произошёл у первых
Евреев-народников не без влияния кружка *
"Долгушинцы писали на перекладинах
распятия: «Во имя Христа. -Свобода, Равенство, Братство». *
Аптекман сообщил: «Я… принял Христианство
— по глубокому моему сердечному движению, по любви моей к Христу… по отношению
к Русскому народу «покаянного чувства во мне нет и следа… Мне, одному из
представителей угнетаемой народности, следовало предъявить
вексель к уплате, чем самому по фантастическому займу платить! Не видал я этого
покаянного чувства и у моих товарищей».*
"Мысль о сближении социализма с
историческим Христианством бродила у многих Русских революционеров, - В.
Флеровский писал: -У меня постоянно в уме сравнение между готовящейся к
действию молодёжью и первыми христианами… Непрерывно думал об этом, я
пришёл к убеждению: успех можно обеспечить только одним путём — созданием новой
религии... Надо научить народ посвящать свои силы только самому себе». *
Долгушинец Гамов: «Нужно выдумать такую
религию - против Царя и правительства... Надо составить катехизис и молитвы в
этом духе».*
«Существует точка зрения: могли в ходе
реформ 1861-63 разрушить "черта оседлости", всё в нашей истории пошло
по-другому... и не было бы Бунда или троцкизма!». *
Возражают: если бы отмена черты оседлости для них действительно
существенна, вся их борьба только на это и направлена. А они – мечтали
свергнуть Царизм!*
Русских Царей Романовых называли
Императорами. Существовало некое отличие
в иерархии и функциях Самодержавного управления.*
Русские Евреи, как народ, с их
многотысячной историей, к жестокому Самодержавному Династическому правлению
Царей Романовых в РИ - относились с готовой
меркой древних Иудеев. Не видели существенного отличия от гнета, системы
древнего правления фараонов Мицраима (Египта).*
С обретенной страстью облагодетельствовать
Русские народные массы – Евреи-студенты покидали учебные заведения — и шли «в
народ». Они отказывались от будущей карьеры. Некто рвал с родными.*
«Чтобы пользоваться доверием народной
массы — нужно проникнуть в неё в виде рабочего или мужика». Больше Еврейским
революционерам удавалась внутрикружковая работа, конспирация, связь, типографии,
перевозка через границу"..*
"Евреи выдавали себя сразу, говором,
наружностью, манерами,: Дейч вспоминает. - Нужно показать себя умелыми в
сельских работах. Для этого Хотинский сперва работал на хуторе у своего брата.
Левентали, братья, обучались сапожному и столярному мастерству. Бети Каменская
поступила работницей на тряпичную фабрику на тяжёлый труд. *
Кампания «хождения в народ» - имела цель
- агитацию. Крестьянам хотели открыть глаза на эксплуатацию, втолковать: землю,
орудия труда брать в общественную собственность. Крестьяне убедятся сразу в
выгодах общего труда.*
Интересно неожиданное: крестьяне спокойно,
равнодушно узнают о виновниках своих бед. Иногда даже с интересом прослушают
беседу. Они сразу доносят местному начальству о происходившем. Следуют за этим
репрессии. Народники быстро разочаровываются
не встречают даже признаков революционности, социалистических желаний
среди крестьянства.*
"Организовали в Минске подпольную
типографию "пропагандисты мирные" И.Гецов, С.Левков и
С.Гринфест" И.Гецов, С.Гринфест и С.Левков выпускали газету «Чёрный
передел», листовки "Народной Воли".*
Отношение к бомбистам в тюрьмах зависело
от общественного настроения времени. *
Аптекман: после убийства Александра II им
«жилось в Красноярской тюрьме сравнительно свободно… начальник тюрьмы сделался
ручным и предоставил нам всякие льготы…Нас встречали на этапах не как
арестантов, а как знатных пленников…
явился в камеру этапный начальник в сопровождении солдат с подносами, а
на подносах чай, печения, варенье — да ещё по рюмке водки».*
Аптекман: в одиночке «нервы... сильно
расшатались, — он недалёк от
помешательства».*
Бети Каменская, после месяца одиночного
заключения, лишилась рассудка - поместили в больницу… вскоре приняла яд, умерла.*
Моисея Рабиновича в одиночке настигли
галлюцинации. Притворился раскаявшимся -
назвал известные следствию имена: хотел выйти из тюрьмы. Следовали
выдавили из него все - сослали в Иркутскую губернию. В ссылке он сошел с ума,
умер.*
Нахману Левенталю политическая борьба
обременительна - отбыл наказание,
эмигрировал в Германию. Впал в нервное состояние. Не сложились его чувственные
взаимопонимания. В тяжелом душевном состоянии – он в 19 лет выпил серной кислоты
и утопился. *
В терроре народовольцев участвовали 10-12
Евреев. Казнили А. Гобста, С. Виттенберга. А. Арончика осудили на бессрочные
каторжные работы…*
Геся Гельфман входила в основную группу
первомартовцев.*
М.Натансон: Эти
юноши сперва уходили от Еврейства, после многие возвращались. До погромов 1881-82 никому… из нас,
революционеров... не приходило на ум» объясниться о роли Евреев в революционном
движении. Погромы вызвали «взрыв негодования».
"Листовки «Народной Воли»…внезапно
поддержали Еврейские погромы! *
Лев Дейч написал Аксельроду: «Еврейский
вопрос теперь, на практике почти неразрешим для революционера. Заступиться за
Евреев… – значит вызвать ненависть против революционеров… они… убили Царя и
жидов поддерживают».*
Мнение П. Лаврова: «Признаю Еврейский вопрос крайне сложным для
партии, имеющей в виду сблизиться с народом и поднять его против
правительства».*
Ю. Мартов, это предварительное
обучение (Русскому языку и естествознанию) и привлекало многих в революционные
кружки: Ловкие и смышлёные Евреи, способные выйти в самостоятельные хозяева
«попадали в наши кружки и… приобретали
культурное развитие… приучались владеть Русским языком… — существенным
орудием в конкурентной борьбе», избавившись от положения наёмника, обещав
торжественно не прибегать к наёмному труду, — прибегали к нему.*
Ю.Мартов: "Подготовка к созданию
Еврейской социалистической партии – Бунда потребовала десятилетие… больше
полицейских преследований тормозила нашу
работу начавшаяся эмиграция в Америку. Фактически мы подготовляли социалистических
рабочих для Америки». *
Г. Гольденберг убил Харьковского
губернатора. У товарищей просил высшей чести - лично убить Царя. Ему
отказали: Еврей. По принципам народовольцев: Русских назначают на главные
покушения. *
«Вредит Еврейская беднота экономическим
интересам Русского… народа?» *
Еврейская торговля - «не из любви… а по
нужде: все пути закрыты им… с радостью бросим торговлю – пусть выпустят из тесной клетки». *
«Еврейские рабочие начали борьбу за
улучшение своего положения ещё… тогда во всей остальной России трудящийся народ
покорен…. Десятки тысяч Евреев входят в Российские социалистические партии. Они
разносили по всей стране ненависть к капиталистическому строю и Царскому
правительству… сослужили «хорошую службу Русскому трудовому народу».*
Правительство подготовило погромы:
посылало на помощь громилам полицию и войско.
По воле правительства Еврейским малюткам разбивали головы о стену...
Еврейских женщин — от старух до маленьких девочек — насиловали… Нагло лгут: называют
Евреев врагами Русского народа».*
Российские революционеры всех политических
толков, направлений использовали Евреев с большой выгодой. Это энергичный
таран, зажигательная смесь – против экономического гнета, национальных
издевательств. в любом политическом
движении, особенно в революции.*
В 1883 в Женеве возникла: Группа Освобождения Труда. Основали ее Г.Плеханов, В. Засулич, Л. Дейч и П.
Аксельрод. Эта Группа стала основой
Российской социал-демократии.*
В Группе «освобожденцев».много Еврейской
молодёжи: И. Гельфанд (Парвус), Р. Соловейчик, Д. Гольдендах (Рязанов).*
"За
первое полугодие 1879 Евреи составили 4% обвиняемых по государственным
преступлениям». В 1880 из судимых перед сенатом предстали 1.054 лица - Евреи
составляли 6,5%».. «В Царских тюрьмах и ссылке Евреи составляли четверть всех
арестованных и сосланных».*
Марксистский историк М. Покровский
оценил: «Евреи составляли от 1/4 до 1/3
организаторского слоя всех революционных партий».*
В 1903 в Россию приехал Т.Херцл. При
встрече с С.Витте он узнал: Евреи составляют менее 5% населения России,
6 миллионов из 136 - рекрутируют из себя 50% революционеров".*
Командующий Сибирским Военным Округом
генерал Н. Сухотин составил "на 1 января 1905 статистику политических поднадзорных
во всей Сибири по национальностям. Русских — 1.898 (42 %), Евреев — 1.678
(37%), Поляков - 624 (14%), Кавказцев - 147, Прибалтийцев - 85, прочих - 94.
(Эти данные по ссыльным - без тюрем и каторги).*
Свидетельствовал В. Шульгин: в 1899 в Киеве
получили известия о петербургских студенческих волнениях. «Коридоры
университета заполнены жужжащей студенческой толпой. Меня поразило преобладание
Евреев в этой толпе. Их более или менее, чем Русских, я не знаю, но несомненно
они "преобладали", т. е. руководили этим мятущимся месивом». Стали
выбрасывать из аудиторий профессоров и не бастующих студентов. Затем эта
«"чистая, святая молодёжь" подделала фотографические карточки, на них
изображено избиение студентов казаками», — фотографиями с рисунков. «Роль
Евреев в революционировании университетов… совершенно не соответствовала их
численности в стране».*
Милюков, вождь кадетов:: «легенды о
революционности Евреев». *
А Федотов: «Еврейство... подобно Русской
интеллигенции Петровской эпохи, максимально беспочвенно… и необычайно
активно... сразу занимает в Русской революции руководящее место... На моральный
облик Русского революционера оно наложило резкий и тёмный отпечаток».*
Парвус взял себе задачей на всю жизнь
тезис: освобождение Евреев в России может осуществиться только свержением
Царской власти".*
«Еврейская буржуазия (возлагала) чаяния и
надежды… на развитие революционного движения».*
Еврейский публицист Г. Ландау: «Много
таких Еврейских буржуазных или мещанских семей: родители, мещане, буржуи
смотрели с гордостью как их дети штамповались ходячим штампом одной из…
революционно-социалистических идеологий… Постепенно установилась в Еврейском
обществе гегемония социализма... — отрицание гражданского общества и
современного государства, пренебрежение к буржуазной культуре и наследию веков;
от этого последнего Евреям тем легче отказаться, от своего наследия они в
значительной части уже раньше отрешились в процессе своей европеизации».*
Это видим мы и по тому душевному заряду:
вырос в молодом *
Отец Богрова- богач-либерал: дал полную
свободу сыну-террористу. *
Террористы братья Гоцы. *
А. Гучков в думской речи привел слова
молодой эсерки: "всё революционное движение захвачено Еврейством, в
торжестве революции Еврейство видит своё собственное торжество». – Продолжил -
Эти элементы Еврейского народа утратили культурное содержание старого
Еврейства… оставались чуждыми не только Русской культуре, но и вообще культуре.
Эта духовная пустота скрывалась под поверхностно усвоенной европейской
культурой - делала Евреев, уже в силу своего преимущественного занятия
торговлей и промышленностью склонных к материализму, к материалистическим…
учениям крайне восприимчивыми... Столь
свойственное Евреям рационалистическое мышление... располагает их к усвоению
дотрин вроде… марксизма».*
B. Мандель: «Русский марксизм… не
Русско-национальное движение.. революционно настроенная часть Русского
еврейства… естественно приняло значительное участие при пересадке этого
иностранного фрукта на Русскую почву». *
Ф. Степун: "Еврейская молодёжь смело
спорила, цитируя Маркса, в каких формах Русскому мужику надо владеть землёю.
Марксистское движение в России и началось с Еврейской молодёжи в "черте
оседлости".*
В. Мандель: «Евреи усматривают в бреднях протоколов
(«Протоколы сионских мудрецов»):злой умысел антисемитов… устроить мир на новых
началах сами не прочь … уже не в осуждение Еврейского народа, а в похвалу они
приписывают ему роль вождя народных движений… не останавливается перед
разрушением существующего государственного и социального строя». *
Ф. Кан в книге «Евреи как раса и народ
культуры»: «Моисей за 1250 лет до Христа первый в истории провозгласил права
человека... Христос заплатил смертью за проповедь коммунистических манифестов в
капиталистическом государстве… в 1848 вторично взошла вифлеемская звезда — и
опять… над крышами Иудеи: Маркс».*
Но
с какой вальяжной солидностью входит в сознание интеллигентской России —
марксизм! Наконец-то революция приобрела и научное основание и полную неизбежность
предсказаний!*
Молодой марксист Юлий Цедербаум
(Мартов) с Лениным создали «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». В
паре с Лениным, замышляют «Искру»*
Мартов
в Вильне в 1895 составил идеологические и организационные основы «Всеобщего
Еврейского Рабочего Союза в Литве, Польше и России».*
Идея Мартова: не пропаганда в кружках, а
агитация в Еврейской массе; сделать агитацию «более Еврейской», перевести на
идиш… мы всего ожидали от движения Русского рабочего класса и на самих себя смотрели
только как на придаток к общерусскому рабочему движению… мы незаметно для себя
подняли Еврейское движение на такую высоту, какой Русское движение ещё не
достигло…. Пришло время создать специально Еврейскую рабочую организацию.. *
*
В 1896 Плеханов на конгрессе
Социалистического Интернационала Еврейское с-д движение назвал авангардом
рабочей армии в России». *
Еврейскую социалистическую партию Бунд
создали в Вильне, в 1897, на полгода опередили создания РСДРП.*
Бунд заменяет космополитическую идеологию
– национальной. *
А. Амстердам согласовывает марксизм - с
национализмом.*
. —
В 1901 на съезде Бунда Марк Либер (М.Гольдман) сказал: «До сих пор мы
космополиты. Мы должны стать национальными. Не бояться этого слово.
Национальное - не значит националистическое. *
Резолюция съезда высказалась против
«раздувания национального чувства– за национальную автономию Евреев,
«независимо от обитаемой (ими) территории».*
О какой автономии речь - без
территории?.Есть у Еврея право говорить на своем Еврейском языке? Как его
поймут в государственном учреждении?*
Бунд чисто Еврейский:*
Российские
социал-демократические организации - Бунд называет «христианскими». Сильно оскорблял
Ленина: записали в «христиане»!..*
*
Взаимоотношения Бунда с РСДРП не
складывались легко.*
Польская социалистическая партия (ППС)
отнеслась не сочувственно к Бунду. *
I
съезд РСДРП прошел в Минске в 1898. «из
восьми делегатов... пятеро Евреи: Б. Эйдельман, Н. Вигдорчик, А. Кремер, А.
Мутник, Ш. Кац, Радченко, Петрусевич и Банковский.*
РСДРП создали в ближайшем родстве с
Бундом. *
До «Искры» предложили Ленину редактировать
газету Бунда.*
При интернациональной идеологии, Бунд
«стал национализирующим фактором Еврейской жизни». Получал денежную помощь от
Еврейских кругов из-за границы*
«Евреи считали позорным для себя - не быть
самостоятельными хозяевами. Хоть самым скудным — да ремесленником". *
Бунд объявил «еврейским пролетариатом» —
ремесленников, мелких торговцев,
купеческих приказчиков /*
Объявил Бунд: Евреи — «лучшие пролетарии в
мире».*
Г.Слиозберг: выступления Бунда «приносили…
вред Еврейской торговле и… промышленности». Бунд натравливал 14-15 летних
ремесленных подмастерий на мастеров; бундовцы выбивали стёкла «в Еврейских
домах… зажиточных». «В день Йом-Кипура бундистская молодёжь толпою ворвалась в
большую синагогу (в Вильне)… устроила невероятный дебош».