Новый конкурс на тему Родина. Смотрите положение

Всемирный союз деятелей

искусства

 

 

 

Свой мир построй. Сам стань творцом. 

А нет - останешься рабом

                                                    (З.Рапова)

Современная литература.  Галерея Златы Раповой
26 октября 2008
Мультимедийные уроки в начальной школе
 

Статья «Гражданское образование в начальной школе с использованием ИКТ»

 

        Региональный учебно-методический комплект по гражданскому образованию «Кораблик» и   «Жар-птица» целое десятилетие занимают прочную позицию в начальных классах образовательных учреждений Нижегородской области.

        Авторы С.К.Тивикова, Н.Н.Деменеева, Н.Ю. Яшина, Т.Я. Железнова преподнесли педагогам начальных классов мини-энциклопедию!

      Здесь можно найти не только методический и познавательный материал для учителя, но и художественную литературу: стихи, сказки, рассказы, песни, загадки, пословицы, рекомендации по использованию музыкальных произведений и полотен великих художников.  Не всегда можно воплотить в жизнь все пожелания авторов да они того и не требуют, но хотелось бы ничего не упустить и расширить кругозор детей насколько это возможно в рамках урока, состоящего из 35 минут. К счастью, на этом воспитание маленького гражданина нашей страны в стенах школы не заканчивается: существует тесная межпредметная связь, систематическая воспитательная работа во внеурочное время, где можно продолжать, начатые на уроках темы, закрепляя и обобщая благодатный материал.

         Часто приходиться встречаться с коллегами из других школ района и области. При общении я с горечью узнаю, что педагоги отказываются от курса гражданского образования и отдают предпочтение физическому воспитанию. Не спорю о том, что физкультура укрепляет здоровье физическое, а кто же будет укреплять здоровье духовное? Кто будет воспитывать гражданина, патриота своей земли, своей страны, своей планеты? Конечно, есть другие предметы и внеклассные мероприятия, на которых учитель старается привить любовь к Родине; но нет чётко разработанной системы такой, как у авторов «Кораблик» и «Жар-птица».

           При детальном знакомстве с учебниками и тетрадями УМКа  я поняла, почему  от него отказываются некоторые педагоги. Как выясняется, учителям нравится и сам предмет и  УМК, но в школах зачастую отсутствует самая элементарная наглядно-иллюстративная и музыкальная база. Поэтому учителя приходят к выводу: чем как попало, лучше – никак. 

             Уверенно по планете шагает 21 век, а вместе с ним в нашу жизнь прочно входят новые возможности, связанные с информационно-коммуникативными технологиями. Да что там говорить, сама система образования в нашей стране требует нового подхода к процессу обучения школьников, начиная с младших классов.

             Компьютер стал незаменимым помощником во всех сферах деятельности человека. В нашем районе 90% учащихся имеют дома ПК.  Разве может учитель отставать от своих учеников?  Нет, не может. Современный  преподаватель не только должен освоить ПК, всевозможные программы, но и подумать, как применить свои компьютерные знания и умения при подготовке и проведении уроков.

         Как я радовалась  своему умению набирать тексты, составлять таблицы, делать графические рисунки, оформлять красиво  документацию при помощи ПК.

          Знакомство с новыми программами открывало и новые возможности.

Всё гениальное – просто. Мне пришла в голову мысль о том, чтобы использовать слайдовые презентации на естествознании. Ведь на этих уроках можно и  нужно сколько всего показать!!!

           Сначала не было никакой системы. Было время, делала презентацию к урокам «Мир вокруг нас» (автор А.А.Плешаков), соблюдая алгоритм урока, учитывая пожелания автора. Учащихся такие уроки привели в полный восторг, они стали меня тормошить и просить повторения подобных уроков. Повышенный интерес к предмету показал, что качество знаний значительно повысилось. Дети были очень активны на уроках, быстро запоминали и вспоминали материал. Отвечать урок желали все!

          Вот тут-то я и задумалась над тем, что пришло время использовать ИКТ на полную силу в обучении школьников и подготовке к урокам самому учителю.

          Самая большая проблема, возникающая при проведении  уроков, где требуется обширный наглядно-иллюстративный показ – это отсутствие в школах такового. Притом слабой наглядно-иллюстративной базой страдают не только сельские школы, но и городские. Картины, репродукции, виниловые пластинки с проигрывателями и скрипучие, вечно ломающиеся магнитофоны,  явно морально устарели и вряд ли доставляют при работе удовольствие учителю и детям.

       При подключении школ России к Интернету весь наглядно-иллюстративный,  музыкальный и прочий  материал сам пришёл к учителю – берите и применяйте в своей работе на доброе здоровье. Ну как было не воспользоваться таким случаем? Не успело в СМИ появиться волнующее сообщение о комплекте лицензионных программ для школ, а  тут как тут с этими самыми программами почтальон на школьном пороге появился,  чем приятно удивил и взволновал всех  педагогов школы.

        Итак, что мы имеем в школе на сегодняшний день? Компьютер и мультимедиа есть, Интернет есть, комплект программ есть. Осталось только приложить немного умения, усидчивости, а фантазии и сообразительности учителю начальных классов всегда хватало.

          Давайте посмотрим на мультимедийный урок всех сторон.

           Основная цель урока в начальной школе:

        создание условий для социализации растущей личности, для вхождения её в гражданское правовое общество через становление отношений к миру и к себе в нём;

        создание базы для усвоения истории и граждановедения в основной школе;

        решение задач нравственного воспитания детей, возникновения ценностных ориентиров.

          Преимущества уроков созданных с использованием ИКТ:

        использование наглядно-иллюстративного материала в полном объёме на уроках гражданского образования, истории, естествознания, литературы, ИЗО…;

        использование музыкального сопровождения;

        использование аудиозаписей: сказки, литературные тексты, голоса птиц, шум моря, ветра…;

        многоразовое использование материала;

        неограниченные возможности в использовании методов и приёмов при подаче и закреплении материала;

        создание базы раздаточного материала и возможность быстрой распечатки (таблицы, тесты, кластеры…).

         Перспективы:

        запись наглядно-иллюстративного материала и музыкального сопровождения  на электронном носителе даёт возможность использования в рамках не одной школы (быстрое копирование; многократное использование одного диска), а гораздо шире – район, область, страна;

        гражданское образование и другие программы в начальных классах рассчитаны не на один год, а значит  данную основу  можно использовать на протяжении длительного времени, при необходимости дополняя новым материалом;

        ценное значение в таких разработках имеет то, что каждый учитель может дополнить или изменить наглядно-иллюстративный материал по своему усмотрению, ссылаясь на индивидуальные  особенности учащихся и на свою личную творческую фантазию.

       Что дают такие уроки учащимся?

        вызывают интерес к предмету;

        способствуют лучшему восприятию материала любой сложности;

        повышают качество обучения;

        создают базу для усвоения истории и граждановедения в основной школе;

        помогают выполнить те задачи, которые ставят перед учителями авторы УМК.

       Что дают такие уроки учителю?

        наглядно представлять материал;

         интенсифицировать процесс объяснения    нового материала;

        регулировать объем и скорость выводимой информации посредством анимации;

        повышать познавательную активность учащихся;

        использовать дополнительные возможности компьютера;

        экономить время.

Что входит в  мультимедийный урок?

        электронный носитель, на котором создан алгоритм урока или наглядный материал, музыка, видеоролики, аудиозаписи и др.;

        компьютер;

        мультимедиа приставка;

        экран (его с успехом может заменить светлая стена).

    Рекомендации по созданию мультимедийных уроков:

        все презентации желательно делать в одном стиле;

        использовать приятные цветовые гаммы;

        использовать минимум анимационных эффектов;

        не пользоваться автоматической сменой слайдов.

   Внедрение ИКТ осуществляется по направлениям:

·        создание презентаций к урокам;

·        работа с ресурсами Интернет;

·        использование готовых обучающих программ;

·        разработка и использование собственных авторских программ

 

      Что мы видим? С какой стороны ни посмотрите – мультимедийные  уроки имеют сплошные плюсы. И уже существует в Интернете целый портал творческих учителей, которые разрабатывают и используют в своей работе мультимедиа по полной программе, пишут методики по применению, делятся своими наработками, изучают новые технологии на научном уровне.

Некоторых педагогов новая форма работы пугает, начинаются дискуссии о том, что у школ России незыблемые основы и  методики, проверенные десятилетиями…

         Но никто и не заставляет учителя менять свои родные методики и приёмы на что-то невообразимо новое, непонятное, неприемлемое.

Мультимедиа уроки, в первую очередь, направлены на то, чтобы помочь учителю ярко и красочно провести урок  при минимальной подготовке.

Не секрет, что интерес к учёбе у многих  учащихся за последнее время ослабел. Не пора ли его повысить за счёт современных ИКТ?

        Идёт второй год с момента внедрения таких уроков в МОУ «Вадская начальная общеобразовательная школа», и результаты не заставили себя ждать. Успеваемость и качество обучения 100%, но это сухие цифры.

     Я же вижу любопытные глаза детей, желание познать, найти верный ответ, узнать неизведанное, ответить только отлично. Ученики переступают порог кабинета с вопросами: «А куда мы сегодня отправимся путешествовать?», «А что нам покажет волшебное окно?», «А мистер Кластер на урок придёт?», «А тесты будут?», «А в Интернет пойдём?»…Они пишут мне удивительные письма, выказывая своё отношение к урокам, от которых щемит глаза и становится тепло на сердце.

    Этот год экспериментальный, и я уже вижу, какие аспекты нужно доработать, чтобы  предмет был ещё интересней, ещё значимей, ещё увлекательней.

           Хочу добавить, что мультимедийные уроки вызвали большой интерес среди  коллег не только нашего района и области, но и всей страны. О заинтересованности родителей говорить не приходится. Практически каждый урок был открытым.

            У меня появились единомышленники – коллеги  из  Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, которые тоже используют презентации на уроках и  внеклассных мероприятиях.  

         Я мечтаю создать систему мультимедийных уроков в начальной школе, а точнее сказать – к каждому УМК добавить  наглядно-иллюстративное  приложение  на электронном носителе.

            Создание презентаций дело довольно трудоёмкое, требующее определённых знаний и навыков, умения и терпения.  Хотелось бы  предложить учителям начальных классов по возможности включиться в этот интереснейший процесс и  организовать объединение творческих учителей. Такое объединение уже есть в Интернете «Сеть творческих учителей» http://www.itn.ru/board.aspx?cat_no=4764&tmpl=Thread&BoardId=4767&ThreadId=44735&page=0, но все презентации носят больше стихийный порядок: готовится учитель к открытому уроку – сделал презентацию, выставил  на сайт. На этом дело заканчивается. Притом презентации бывают очень слабые как по содержанию, так и по оформлению. Системы как таковой не прослеживается вообще.

    А вот саму систему мультимедийных уроков и нельзя пускать на самотёк. Ведь  каждый УМК в учебные учреждения не попадает просто так, а проходит определённую процедуру. Преподаватели кафедры начального образования всегда приветствуют инновационные идеи со стороны учителей и готовы принять активное участие в их дальнейшем развитии и внедрении.

          

                                                                         Кузнецова Э.Е. (Элла Ольха) 


Просмотров :5366
Автор: Элла Ольха
Злата Рапова
Благодарю Вас,Элла, что Вы здесь разместили эту замечательную работу. Это несомненно полезно прочесть авторам и тем более, работникам образования. С уважением, Злата Рапова
Карен Агамирзоев
Уважаемая Элла! Прочитал с огромным интересом. Уверен: за Вашей методикой будущее. Это настоящее научное достижение, Вами внедренное в практику образования. С поддержкой Ваших достижений, Карен
Владисандр Люлечкин
Сегодня существует ряд программ позволяющих любому учителю перенести обучение (или часть его) в виртуал. К сожалению средняя цена такого ПО составляет 70-100 тысяч рублей. Простому учителю такого не купить. Если только спонсор школе подарит.
Ольга Сысуева
Элла, здравствуйте! Вот и разобралась с тем, что такое мультимедийные уроки. Прочитала с интересом. Действительно, за компьютером - будущее. А главное, делать так, чтобы детям было интересно. Успехов Вам! С уважением, Ольга
Автор
Друзья, большое Вам спасибо за заинтересованность в данном материале. Хочу ответить Владиславу. 70-100 тысяч стоит интерактивная доска (такую у нас установили). Обучающие программы создают "Кирилл и Мефодий". Они достаточно дорогие, но не на столько. Чаще занимаются этими программами программисты, которые зачастую понятия не имеют о психологии ребёнка и о методике преподавания в школе. Купила недавно такой диск и была сильно разочарована. С уважением, Элла Ольха.
Иванова Марина Евгеньевна
Уважаемая Элла! С большим интересом прочитала Вашу статью. С большим – потому что сама сравнительно давно занимаюсь применением цифровой техники в учебном процессе, главным образом для дошкольников и младших школьников. Результаты моих разработок можно посмотреть во всех моих статьях в библиотеке http://grammatik.ru/Articles/ Компании «Ваш репетитор» http://repetitors.info С уважением, Марина Иванова
АвторЕлена
ТекЧитала с интересом. Завтра поделюсь полученными знаниями с коллегами на заседании кафедры. Обсуждаем вопрос "Применение мультимедийного сопровождения на уроке в коррекционной школе"ст


Добавить отзыв

Доступно только для зарегистрированных пользователей.



РЕКЛАМА

 

Реальный заработок в Интернет
25 рублей за просмотр сайта