Статья «Гражданское образование в начальной школе с использованием ИКТ»
Региональный учебно-методический
комплект по гражданскому образованию «Кораблик» и «Жар-птица» целое десятилетие занимают
прочную позицию в начальных классах образовательных учреждений Нижегородской
области.
Авторы С.К.Тивикова, Н.Н.Деменеева,
Н.Ю. Яшина, Т.Я. Железнова преподнесли педагогам начальных классов
мини-энциклопедию!
Здесь можно найти не только методический
и познавательный материал для учителя, но и художественную литературу: стихи,
сказки, рассказы, песни, загадки, пословицы, рекомендации по использованию
музыкальных произведений и полотен великих художников. Не всегда можно воплотить в жизнь все
пожелания авторов да они того и не требуют, но хотелось бы ничего не упустить и
расширить кругозор детей насколько это возможно в рамках урока, состоящего из
35 минут. К счастью, на этом воспитание маленького гражданина нашей страны в
стенах школы не заканчивается: существует тесная межпредметная связь, систематическая
воспитательная работа во внеурочное время, где можно продолжать, начатые на
уроках темы, закрепляя и обобщая благодатный материал.
Часто приходиться встречаться с
коллегами из других школ района и области. При общении я с горечью узнаю, что
педагоги отказываются от курса гражданского образования и отдают предпочтение
физическому воспитанию. Не спорю о том, что физкультура укрепляет здоровье
физическое, а кто же будет укреплять здоровье духовное? Кто будет воспитывать
гражданина, патриота своей земли, своей страны, своей планеты? Конечно, есть
другие предметы и внеклассные мероприятия, на которых учитель старается привить
любовь к Родине; но нет чётко разработанной системы такой, как у авторов «Кораблик»
и «Жар-птица».
При детальном знакомстве с
учебниками и тетрадями УМКа я поняла, почему
от него отказываются некоторые педагоги.
Как выясняется, учителям нравится и сам предмет и УМК, но в школах зачастую отсутствует самая
элементарная наглядно-иллюстративная и музыкальная база. Поэтому учителя
приходят к выводу: чем как попало, лучше – никак.
Уверенно по планете шагает 21 век,
а вместе с ним в нашу жизнь прочно входят новые возможности, связанные с
информационно-коммуникативными технологиями. Да что там говорить, сама система
образования в нашей стране требует нового подхода к процессу обучения
школьников, начиная с младших классов.
Компьютер стал незаменимым помощником во
всех сферах деятельности человека. В нашем районе 90% учащихся имеют дома ПК. Разве может учитель отставать от своих
учеников? Нет, не может.
Современный преподаватель не только
должен освоить ПК, всевозможные программы, но и подумать, как применить свои
компьютерные знания и умения при подготовке и проведении уроков.
Как я радовалась своему умению набирать тексты, составлять
таблицы, делать графические рисунки, оформлять красиво документацию при помощи ПК.
Знакомство с новыми программами
открывало и новые возможности.
Всё гениальное – просто. Мне
пришла в голову мысль о том, чтобы использовать слайдовые презентации на
естествознании. Ведь на этих уроках можно и нужно сколько всего показать!!!
Сначала не было никакой
системы. Было время, делала презентацию к урокам «Мир вокруг нас» (автор А.А.Плешаков),
соблюдая алгоритм урока, учитывая пожелания автора. Учащихся такие уроки
привели в полный восторг, они стали меня тормошить и просить повторения
подобных уроков. Повышенный интерес к предмету показал, что качество знаний значительно
повысилось. Дети были очень активны на уроках, быстро запоминали и вспоминали
материал. Отвечать урок желали все!
Вот тут-то я и задумалась над тем,
что пришло время использовать ИКТ на полную силу в обучении школьников и
подготовке к урокам самому учителю.
Самая большая проблема, возникающая при
проведении уроков, где требуется
обширный наглядно-иллюстративный показ – это отсутствие в школах такового.
Притом слабой наглядно-иллюстративной базой страдают не только сельские школы,
но и городские. Картины, репродукции, виниловые пластинки с проигрывателями и
скрипучие, вечно ломающиеся магнитофоны,
явно морально устарели и вряд ли доставляют при работе удовольствие
учителю и детям.
При подключении школ России
к Интернету весь наглядно-иллюстративный,
музыкальный и прочий материал сам
пришёл к учителю – берите и применяйте в своей работе на доброе здоровье. Ну
как было не воспользоваться таким случаем? Не успело в СМИ появиться волнующее
сообщение о комплекте лицензионных программ для школ, а тут как тут с этими самыми программами
почтальон на школьном пороге появился, чем приятно удивил и взволновал всех педагогов школы.
Итак, что мы имеем в школе
на сегодняшний день? Компьютер и мультимедиа есть, Интернет есть, комплект
программ есть. Осталось только приложить немного умения, усидчивости, а
фантазии и сообразительности учителю начальных классов всегда хватало.
Давайте посмотрим на мультимедийный
урок всех сторон.
Основная цель урока в начальной
школе:
•
создание
условий для социализации растущей личности, для вхождения её в гражданское
правовое общество через становление отношений к миру и к себе в нём;
•
создание
базы для усвоения истории и граждановедения в основной школе;
•
решение
задач нравственного воспитания детей, возникновения ценностных ориентиров.
Преимущества уроков созданных с
использованием ИКТ:
•
использование
наглядно-иллюстративного материала в полном объёме на уроках гражданского
образования, истории, естествознания, литературы, ИЗО…;
•
использование
музыкального сопровождения;
•
использование
аудиозаписей: сказки, литературные тексты, голоса птиц, шум моря, ветра…;
•
многоразовое
использование материала;
•
неограниченные
возможности в использовании методов и приёмов при подаче и закреплении
материала;
•
создание
базы раздаточного материала и возможность быстрой распечатки (таблицы, тесты,
кластеры…).
Перспективы:
•
запись наглядно-иллюстративного материала и
музыкального сопровождения на
электронном носителе даёт возможность использования в рамках не одной школы
(быстрое копирование; многократное использование одного диска), а гораздо шире
– район, область, страна;
•
гражданское образование и другие программы в
начальных классах рассчитаны не на один год, а значит данную основу
можно использовать на протяжении длительного времени, при необходимости
дополняя новым материалом;
•
ценное значение в таких разработках имеет то,
что каждый учитель может дополнить или изменить наглядно-иллюстративный
материал по своему усмотрению, ссылаясь на индивидуальные особенности учащихся и на свою личную
творческую фантазию.
Что дают такие уроки учащимся?
•
вызывают
интерес к предмету;
•
способствуют
лучшему восприятию материала любой сложности;
•
повышают
качество обучения;
•
создают
базу для усвоения истории и граждановедения в основной школе;
•
помогают
выполнить те задачи, которые ставят перед учителями авторы УМК.
Что дают такие уроки учителю?
•
наглядно
представлять материал;
•
интенсифицировать процесс объяснения нового материала;
•
регулировать
объем и скорость выводимой информации посредством анимации;
•
повышать
познавательную активность учащихся;
•
использовать дополнительные возможности
компьютера;
•
экономить время.
Что входит
в мультимедийный урок?
•
электронный
носитель, на котором создан алгоритм урока или наглядный материал, музыка,
видеоролики, аудиозаписи и др.;
•
компьютер;
•
мультимедиа
приставка;
•
экран
(его с успехом может заменить светлая стена).
Рекомендации по созданию мультимедийных
уроков:
•
все
презентации желательно делать в одном стиле;
•
использовать
приятные цветовые гаммы;
•
использовать
минимум анимационных эффектов;
•
не
пользоваться автоматической сменой слайдов.
Внедрение ИКТ осуществляется по
направлениям:
·
создание
презентаций к урокам;
·
работа с
ресурсами Интернет;
·
использование
готовых обучающих программ;
·
разработка
и использование собственных авторских программ
Что мы видим? С какой стороны
ни посмотрите – мультимедийные уроки
имеют сплошные плюсы. И уже существует в Интернете целый портал творческих
учителей, которые разрабатывают и используют в своей работе мультимедиа по
полной программе, пишут методики по применению, делятся своими наработками,
изучают новые технологии на научном уровне.
Некоторых педагогов новая форма работы пугает, начинаются дискуссии о том,
что у школ России незыблемые основы и методики, проверенные десятилетиями…
Но никто и не заставляет
учителя менять свои родные методики и приёмы на что-то невообразимо новое, непонятное,
неприемлемое.
Мультимедиа уроки, в первую очередь, направлены на то, чтобы помочь
учителю ярко и красочно провести урок
при минимальной подготовке.
Не секрет, что интерес к учёбе у многих учащихся за последнее время ослабел. Не пора
ли его повысить за счёт современных ИКТ?
Идёт второй год с момента
внедрения таких уроков в МОУ «Вадская начальная общеобразовательная школа», и
результаты не заставили себя ждать. Успеваемость и качество обучения 100%, но
это сухие цифры.
Я же вижу любопытные глаза детей, желание познать, найти верный ответ,
узнать неизведанное, ответить только отлично. Ученики переступают порог
кабинета с вопросами: «А куда мы сегодня отправимся путешествовать?», «А что
нам покажет волшебное окно?», «А мистер Кластер на урок придёт?», «А тесты
будут?», «А в Интернет пойдём?»…Они пишут мне удивительные письма, выказывая
своё отношение к урокам, от которых щемит глаза и становится тепло на сердце.
Этот год экспериментальный, и я уже вижу,
какие аспекты нужно доработать, чтобы
предмет был ещё интересней, ещё значимей, ещё увлекательней.
Хочу добавить, что
мультимедийные уроки вызвали большой интерес среди коллег не только нашего района и области, но и
всей страны. О заинтересованности родителей говорить не приходится. Практически
каждый урок был открытым.
У меня появились единомышленники
– коллеги из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска,
которые тоже используют презентации на уроках и внеклассных мероприятиях.
Я мечтаю создать систему
мультимедийных уроков в начальной школе, а точнее сказать – к каждому УМК
добавить наглядно-иллюстративное приложение
на электронном носителе.
Создание презентаций
дело довольно трудоёмкое, требующее определённых знаний и навыков, умения и
терпения. Хотелось бы предложить учителям начальных классов по
возможности включиться в этот интереснейший процесс и организовать объединение творческих учителей.
Такое объединение уже есть в Интернете «Сеть творческих учителей» http://www.itn.ru/board.aspx?cat_no=4764&tmpl=Thread&BoardId=4767&ThreadId=44735&page=0,
но все презентации носят больше стихийный порядок: готовится учитель к
открытому уроку – сделал презентацию, выставил
на сайт. На этом дело заканчивается. Притом презентации бывают очень
слабые как по содержанию, так и по оформлению. Системы как таковой не
прослеживается вообще.
А вот саму систему мультимедийных
уроков и нельзя пускать на самотёк. Ведь
каждый УМК в учебные учреждения не попадает просто так, а проходит
определённую процедуру. Преподаватели кафедры начального образования всегда
приветствуют инновационные идеи со стороны учителей и готовы принять активное
участие в их дальнейшем развитии и внедрении.
Кузнецова
Э.Е. (Элла Ольха)