Ошибки теории марксизма-ленинизма. Окончание.
2.О роли диктатуры пролетариата. 3-я и 4-я ошибки теории марксизма-ленинизма.
К.Маркс, Ф.Энгельс утверждали, что развитие капиталистического общества и классовая борьба в нем должны неизбежно привести к падению капитализма, к победе и диктатуре пролетариата.
В.И.Ленин, безусловно, правильно оценил роль пролетариата и крестьянства как основной силы общества.
В 1901-1904 годах, во время мирового кризиса, который захватил и Россию, создалась революционная ситуация. Закрылось до 3-х тысяч крупных и мелких предприятий, на улицу было выброшено свыше 100 тысяч рабочих, что привело к расширению революционного и рабочего движения, росту стачек, появлению партийных организаций различного толка, выступлений против царского самодержавия. Ленин в это время смотрел на пролетариат как на авангард международного революционного движения.
Да, действительно, не имея ничего, кроме своих рабочих рук и потеряв во время кризиса работу, обреченный со своей семьей на голод и умирание, пролетариату ничего не оставалось, как подняться против хозяев и правительства.
Именно такая ситуация и делала пролетариат «передовым» классом. Ее-то и использует В.И.Ленин во время революционных событий 1905 и 1917 годов для получения власти. Была сделана попытка установления диктатуры пролетариата.
Однако принятое положение о том, что диктатура пролетариата есть более демократичная форма власти в то время было третьей ошибкой теории марксизма-ленинизма.
Второй съезд РСДРП в июле 1903 года принял предложенную «Искрой» программу, состоящую из двух частей.
По программе-минимум ставились задачи:
– свержение царского самодержавия;
– установление демократической республики;
– введение для рабочих 8-часового рабочего дня;
– уничтожение в деревне остатков крепостничества, возвращение крестьянам отнятых у них помещичьих земель («отрезков»), а в дальнейшем конфискация помещичьей земли.
В ходе революционного движения эта программа-минимум была выполнена.
В программе-максимум главной задачей ставилось (4):
– свержение власти капиталистов;
– установление диктатуры пролетариата.
Но эта программа в ходе социалистического движения и строительства была выполнена только частично. Выполнена первая ее часть – свержение власти капиталистов.
Посмотрим, как реально осуществлялась вторая часть программы – установление диктатуры пролетариата.
Революционная ситуация, которой воспользовался Ленин, включала в себя противоречия остатков крепостничества, неправильной политики царя, который втянул Россию участвовать в первой мировой войне (в этом не было необходимости) и мировой промышленный кризис.
После Октябрьской революции, объявив о программе-максимум, Ленин только разжег страсти как внутри государства, так и на международной арене.
В ноябре 1918 года в условиях иностранной военной интервенции и гражданской войны ВЦИК учредил Совет Рабочей и Крестьянской обороны под предводительством Ленина. Вождь считал, что всякое раздувание коллегиальности, с неминуемым ее извращением, ведущим к волоките и безответственности, не даст необходимого результата. Это было началом диктатуры Ленина, диктатуры вождя, а не пролетариата.
На 10 съезде партии выступающие отмечали, что «политика ЦК … имела ряд уклонов в сторону недоверия к творческим силам рабочего класса» (Медведев от группы «рабочей оппозиции»), курс на «чрезмерную централизацию» (Бубнов от группы «демократического централизма»).
Сам В.И.Ленин уже пришел к выводу, что «диктатура пролетариата невозможна иначе, как через коммунистическую партию» (5).
В 1921 году после гражданской войны Советская Россия переживала политический кризис, который привел к недовольству не только крестьянство, но и рабочий класс.
Крестьянское восстание в Тамбове, матросское восстание в Кронштадте, волнения в Петроградской губернии и в самом Петрограде, забастовки рабочих в Москве и в ряде губерний России вынуждали вождя государства пойти на тактическое отступление: была объявлена НЭП.
Сам ЦК в это время разделился на фракции. 10 съезд партии принял резолюцию «О единстве партии», которая практически исключала отныне выражение свободы мнений и требовала «провести полное уничтожение всякой фракционности». «…Чтобы осуществить строгую дисциплину…съезд дает ЦК полномочия применить в случаях нарушения дисциплины… все меры партийных взысканий вплоть до исключения из партии».
Чистка партии после принятия резолюции превратилась в расправу с потенциальными «врагами народа», которая впоследствии при Сталине нашла свое широкое развитие.
После смерти В.И.Ленина власть в России практически перешла в руки нового вождя – И.Сталина, человека крайне тщеславного и жестокого.
Достаточно поднять и полистать изданную в 1952 году «Историю Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков(«, краткий курс, одобренный ЦК ВКП(б) в 1938 году, чтобы убедиться, что И.В.Сталин ни одной теоретической мысли к наследию В.И.Ленина не добавил. Все «мысли», изречения нового вождя были лишь повторением учения Ленина.
Следовательно, ошибки и действия( в том числе преступные) И.Сталина были продолжением ошибок и действий В.И.Ленина.
Сама по себе диктатура пролетариата не есть явление демократическое, поэтому она никогда и не была осуществлена.
В момент революционной ситуации большевики выдвигали лозунги:
«Власть – Советам рабочих, крестьянских и солдатских депутатов!»,
«Землю – крестьянам!»,
«Заводы и фабрики – рабочим!»
А что народ получил? Власть попала в руки диктатора вождя, земля отобрана. Колхозники работали «за палочки». А рабочие получили заводы? Нет. И крестьяне, и рабочие превратились в крепостных государства. Как высшая власть во главе с правящим диктатором решит, что сеять, сажать и строить, то и будет. Что сверху решат, чем и сколько заплатить, то и будет. А для тех, кто недоволен, существовали широкие ворота ГУЛАГа. Попавшие туда составляли ударную силу великих строек пятилеток.
И Ленин, и Сталин с самого начала прихода партии большевиков к власти вели жестокую борьбу с инакомыслящими, «экономистами», «троцкистами», Зиновьевым, Каменевым, Плехановым, Бухариным и т. д., объявляя их врагами народа, безжалостно уничтожая без суда и следствия.
Сегодня осталось уже не так много людей, которые помнят времена диктатур вождей Ленина и Сталина. Люди боялись друг друга, в зоны отправляли за одно «неправильное» слово, каждого могли объявить «врагом народа». Уничтожались интеллигенция, военные и научные кадры. О жестокости времени написано немало, не будем повторяться.
Просто обратим внимание на то, что диктатура пролетариата никогда не существовала, реально существовала только диктатура вождей.
В трудные годы Великой Отечественной войны Сталин, аналогично Ленину, сосредоточил все направления власти в своих руках, создав Государственный Комитет Обороны под своим председательством, тем самым став абсолютным и единоличным диктатором.
Четвертой ошибкой теоретиков марксизма-ленинизма является утверждение о том, что и после захвата власти, в мирном строительстве, пролетариат играет роль «передового» класса.
Ленин после февральской революции и образования «двоевластия» (буржуазного Временного правительства и Советов рабочих и солдатских депутатов) так объяснял его причины: « гигантская мелкобуржуазная волна захлестнула все, подавила сознательный пролетариат не только численностью, но и идейно, то есть заразила, захватила очень широкие круги мелкобуржуазными взглядами на политику».
Ленин считал, что рабочие, пришедшие на заводы из крестьянства, кустари, лавочники, мелкие хозяева имеют психологию, которая отличается от пролетарской.
Он ошибался. В действительности же каждый рабочий всегда не против завести «свое дело», если подвернется случай. В мировой художественной литературе и окружающей нас жизненной практике есть тысячи ярких образов, говорящих о том, что никакой особой «передовой» и «сознательной» психологии у пролетариата нет.
О чем болит душа идущего на работу крестьянина, рабочего или служащего? Как накормить семью, обеспечить ее одеждой, жильем, предметами быта. Разве не одинаковы у всех эти мысли и потребности? Одинаковы. И каждый из них (рабочий, крестьянин, служащий) озабочен одним и тем же: как можно заработать больше, чтобы получше обеспечить семью.
Рабочие («хозяева» заводов) никогда не были заинтересованы во внедрении новой техники. Ведь всякие автоматы превращали их из рабочих высокой квалификации с четвертым разрядом в исполнителя одной узкой операции по 1 или 2-му разряду, соответственно с вдвое меньшей зарплатой.
Зачастую «передовой» пролетариат превращался в выбивателя выгодного наряда. Инженер вместо поиска технического решения вынужден был искать методы, как ублажить «передовой» пролетариат, чтобы вовремя выполнить месячный план.
«Да я еще неделю не буду работать! Буду кидать вопросы конструкторам и технологам, пока не положат мне на бочку хороший аккордный наряд!» – зачастую слышал инженер в цехе за своей спиной разговоры «передового» пролетариата, который в конце месяца получал зарплату в 2 раза выше конструктора. А инженер приходил еще в субботу помогать пролетариату или его направляли в колхоз или совхоз на помощь крестьянству.
Пролетариату совершенно все равно, кому продавать свою рабочую силу: какому-то хозяину или государству. Без сомнения он всегда выберет тот вариант, где ему больше заплатят, где покажется ему выгодней.
Точно так же будет выбирать себе вариант крестьянин или служащий.
Почему?
Потому что всеми движет одинаковая внутренняя потребность.
И крестьянин, и рабочий, и служащий стремятся удовлетворить одни и те же потребности. Какие? Вспомним, в каких потребностях нуждается человек и попробуем расположить их по степени важности.
Итак, каждый человек нуждается:
– в экосистеме ( воздух, вода, растительный и животный мир),
– пище,
– жилище,
– одежде,
– медицинском обслуживании,
– в общении с противоположным полом,
– работе,
– образовании,
– обеспечении старости,
– информации и условиях для творчества.
О последней потребности теоретики коммунизма как-то забывали, а между тем, любое живое существо, едва родившись, внимательно исследует окружающий мир, чтобы к нему приспособиться. Любая букашка ползет по стебельку вверх, к свету, теплу и солнцу.
Теоретики социализма и коммунизма надеялись, что истребив помещиков и капиталистов, общество воспитает новое поколение, для которого труд будет потребностью и счастьем.
Однако не всякий труд делает человека счастливым, а только такой, который обеспечивает его потребности и одновременно позволяет ему реализовать себя как личность, создает условия для творчества.
Поэтому состояние удовлетворения и счастья зависит также от социального уровня развития всего общества, государства в целом.
Развитие социалистической системы зашло в тупик. Мы в конце концов дожили до того, что крестьянин за колбасой стал ездить в город, а горожане должны были получать продукты в «распределителях» по «приглашениям», а за «тряпками» и автомобилями отправлялись за границу.
3. О революционной ситуации
На графике развитии материальной системы момент революционной ситуации расположен около точки С.
Ленин и теоретики коммунизма считали, что «революционную ситуацию» необходимо использовать для захвата власти.
Так думают и поступают и теперешние лидеры различных партий, например, на Украине. Они рассуждают: «Чем хуже, тем лучше». То есть, чем до худшего состояния предыдущий лидер доведет экономику и народ, тем легче будет ему захватить власть. И он совершенно не переживает о том, а каково же приходится самому народу. Наоборот, разжигаются эмоциональные страсти, всевозможными путями увеличивается напряженность. Людей разделяют на «наших» и «ваших» по различным признакам: языку, национальности, религии, социальному состоянию, классам и т.д.
В ход идут такие лукавые темы, как «патриотизм», «истинная вера», «особое предназначение нации» и др.
Все это в свою очередь усложняет жизнь этого народа, в любви к которому так щедро клянутся абсолютно все лидеры общества – искатели власти. А в действительности этой любви нет, сеть только собственный интерес: желание повысить свой социальный уровень, захват большей собственности, удовлетворение тщеславия и амбиций, слава, желание попасть в историю, стать первым и великим – все, кроме любви к народу.
Если было бы иначе, то о нем вспоминали бы, расширили права и возможность влияния на собственную жизнь, то есть установить то, что называется демократией. Власть имеющие и народ – это две стороны еще одного существующего противоречия общественной системы, которое нуждается в отдельном пристальном анализе.
«Революционная ситуация» сама по себе говорит о том, что находящийся у власти лидер плохо справился со своими обязанностями, не принял вовремя необходимые реформы, плохо руководил и, значит, вскоре будет заменен. Этим всегда и пользуется для захвата власти следующий лидер.
Но придя к ней, он забывает о народе, с помощью которого получил желаемое.
Положительной, честной и справедливой была бы позиция руководителя государства, когда прежде всего были бы на ступень выше расширены полномочия народа, мудрость которого гласит: «Одна голова – хорошо, а две – лучше». Но это не происходит.
Наоборот, права чаще всего урезаются. Обычно лидер боится своего народа и не пользуется его помощью, а начинает его, как зверя, загонять на всякий случай в клетку, пользуясь той же, полученной с его помощью, властью и силой.
Еще хуже новый лидер поступает со своими конкурентами. Каждый лидер жестоко расправляется с ними. Монархи и цари убивали своих родственников и даже собственных детей. Вся история человечества начинена убийствами и войнами. В ней можно найти самые изощренные методы прихода к власти и способы уничтожения конкурентов.
Партия большевиков не была исключением. Она так же жестоко расправилась со всеми возможными соперниками.
О народе вспоминают только в минуты крайней опасности. Тогда к нему обращаются: «Братья и сестры…» И когда народ поднимается, вожди голов его не считают…
Да, народ – это грозный могучий зверь. Но лучший дрессировщик тот, кто более всего любит зверя, изучает его и понимает, он добивается успеха, используя чаще всего ласку и реже – угрозу и кнут.
4. Национальный вопрос
В национальном вопросе теоретики коммунизма занимали правильную позицию.
Уже на апрельской конференции 1917 года В.И.Ленин добился решения, признающего полное равноправие наций и всех языков. За всеми нациями было признано право на свободное отделение и на образование самостоятельного государства.
На 1 Всероссийском съезде Советов в 1922 году в состав СССР вошли первые четыре социалистические республики: Российская Федеративная (РСФСР), Закавказская Федеративная (ЗСФСР), Украинская (УССР), и Белорусская (БССР). Позднее в Средней Азии организовались Узбекская, Туркменская, и Таджикская республики. Далее количество республик и автономий увеличилось.
Однако существовала позиция партии коммунистов
о «целесообразности отделения той или иной нации в тот или иной момент. Этот вопрос партия пролетариата должна решать в каждом отдельном случае совершенно самостоятельно с точки зрения всего общественного развития и интересов классовой борьбы пролетариата за социализм» (4).
В условиях практического перехода власти в руки вождя эта оговорка позволила чинить в ряде случаев откровенные преступления по отношению к народам различных национальностей.
Последствия их расхлебываются до сих пор. Безусловно, существующие противоречия в национальных вопросах необходимо распутывать длительно, непрерывно и очень осторожно.
5. Разрушение старой системы. Пятая ошибка В.И.Ленина.
Закончилось соревнование двух систем: капиталистической и социалистической. Какая победила?
Если построить графики темпов прироста национального дохода той и другой системы, то в настоящее время обе окажутся на отрезке ВС, то есть на стадии, которая готова родить новую систему, дочернюю.
Это означает, что победителя в этом соревновании не было.
Тогда какая же новая система должна родиться?!
Великий русско-украинский классик литературы Н.В.Гоголь сказал: «Внимательно приглядитесь к настоящему, и вы увидите будущее». Это очень мудрые слова.
Действительно, ведь в философии давно известно, что движение материального мира идет по принципу самодвижения, самовозрастания, саморазвития.
Так приглядимся же внимательнее к части материального мира, называемой общественной формацией. Куда она самодвижется? Что рождает?
Она рождает контролируемый капитализм.
К нему пришли обе системы, социалистическая и капиталистическая.
Новая общественная формация уже есть в Швеции, успешно набирает силу в Китае, экономика которого имеет сегодня наиболее высокую динамику развития. Черты новой формации просматриваются и в других государствах.
Самое удивительное, что в Китае не ломали революционным путем старую социалистическую систему, не затрачивали для этого много человеческой энергии, не принесли новые страдания народу. В Китае поступили правильно: не разрушая старых производительных сил, создали условия развития для роста нового. Под руководством национального лидера Дэн Сяопина Китай развивается весьма успешно. Жизнь покажет следующие оптимальные пути движения.
Разрушение старых систем материального мира происходит само. Родив семена, старое материнское растение само засыхает и разрушается. В системах «Человек» или «Животное», родив детенышей, родительское животное или человек само старится и умирает. А пока оно еще живое, оно оказывает помощь своим детям (дочерним системам). В системе «Вещество» после произошедшей реакции или рождения нового состояния остатки и отходы старого вещества сами разрушаются, подпитывая другие системы.
В.И.Ленин и теоретики марксизма совершили пятую ошибку, провозглашая: «Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем мы наш, мы новый мир построим…»
Старая система разрушается сама, а пока она жива, она может и должна поддерживать новую, дочернюю.
В годы создания первого в мире социалистического государства было затрачено много человеческой энергии на разрушение старого мира, что естественно принесло народу много страданий.
Украинские лидеры повторили эту ошибку вождя, в отличие от Китая разрушили старую экономику, предложив ваучеры, в очередной раз обманули народ и продолжают его обманывать, предоставляя неограниченную власть олигархам.
Заключение
Автор благодарит всех читателей, которые проявили внимание к затронутой теме и терпение при восприятии данной работы.
Конечно, уважаемые читатели понимают, что предложенные рассуждения – это всего лишь постановка вопроса, затронутая тема нуждается в более глубоком теоретическом исследовании.
Отдельно необходимо также рассмотреть и полученный положительный опыт социалистической системы, который несомненно обогатил человечество уникальным общественным экспериментом и в свою очередь влиял на развитие капиталистической системы. Из него непременно нужно извлечь все полезное и оптимально использовать в новом движении и обустройстве нашей современной жизни.
Автор надеется, что среди молодых политологов, историков и философов найдутся такие, которых заинтересует эта нужная для человечества исследовательская задача.
Ссылки на литературу
1. А.Г.Спиркин, «Философия», М: «Гардарики», Москва, 2002г.
2. Краткий словарь по философии, М. Издательство «Политическая литература», 1982г.
3. Сирченко В.И., «К вопросу о самодвижении материи», Севастополь, издатель Кручинин Л.Ю. 2006г, ISBN 966-8389-31-Х
4. История ВКП(б), Краткий курс, Государственное издательство политической литературы, 1952г.
5. В.И.Ленин, сочинения, издание четвертое, т.33.